ABC- и XYZ-анализ
Что такое ABC/XYZ-анализ
АБЦ-анализ – это метод классификации товаров по уровню спроса и доходности. Он позволяет выделить те товары, которые приносят больше всего прибыли, и сконцентрироваться на них, а также определить товары, которые не приносят достаточной выручки и требуют дополнительных усилий для продвижения. Другими словами, мы разделяем все товары на складе на категории в соответствии с их значимостью для прибыли компании:
- A - самые важные поставщики/клиенты/товары, которые составляют большую часть всего объема продаж (до 80%).
- Вторая группа B - полезные товары, которые приносят компании 15% продаж,
- С - последняя категория,может содержать всего 10% продукции на 5% в результате общей выручки компании.
Например, если компания продает 200 свитеров на 25 млн (A), 100 носков и варежек на 5 млн (B), а 500 шапок всего на 1,5 млн (C). Распределение строится на результатах прибыли или количества той или иной категории товаров.
XYZ - анализ ориентируется на стабильность продаж продукции. Классификация товаров по XYZ довольна проста:
- X - самые стабильно повторяющиеся продажи за какой-либо период. Реализация товара и спрос практически не меняется, каждый период одинаковое количество. Например, компания стабильно продает 300 упаковок салфеток в месяц.
- Y - средне предсказуемые продажи, имеющие сезонность, рост или спад в зависимости от каких-либо обстоятельств. Шапки и варежки начинают покупать с осени, а летом они никому не нужны.
- Z - товары, продажи которых крайне сложно спрогнозировать.
В день города Е жаркая погода, и все люди, которые проходят через киоск - покупают воду. В обычный день вода продается в 5 раз меньше. Если в городе есть крупное мероприятие рядом с киоском - продажи хорошие, а если нет - спрос сильно меньше.
Для чего используется abc-анализ
abc/xyz- анализ используется для оптимизации товарной матрицы и улучшения эффективности продаж. Метод xyz и abc позволяет выделить наиболее прибыльные товары и сконцентрироваться на них, а также выявить товары, которые не приносят достаточной выручки и требуют дополнительных усилий для продвижения. Соответственно, проанализировав самые топовые товары, специалист может скорректировать заявку на закупку для увеличения доходности компании: пополнить товарные запасы актуальной продукцией, уменьшить количество товаров со списаниями, вывести совсем не продающиеся позиции.
Построение отчетов в 1С
1С: Управление торговлей предоставляет возможность построения отчетов по абц-анализу. Для этого в ПО есть модули для сбора информации по расчетам и продажам, они хранятся в специальном регистре.
Возможность xyz и abc анализа доступна в таких конфигурациях:
- Комплексная автоматизация;
- Управление торговлей;
- Управлений нашей фирмой;
- Розница;
- ERP.
В 1С есть функционал для XYZ/ABC анализа контрагентов и отчеты по продажам с учетом категоризации.
В разных конфигурациях данные отчеты могут быть расположены в разных блоках. В 1С:Розница анализ продаж расположен в разделе маркетинг.
Далее мы можем настроить наши параметры продаж: выбрать нужные номенклатуры, определить проценты продаж, выбрать магазин/склад.
Для удобства работы разные категории в отчете будут выделены необходимым цветом.
В 1С:Управление торговлей abc - анализ доступен для работы с клиентами в блоке “Сервис”.
Возможно разделение по группам и категориям: на анализ клиентов и товарных номенклатур. После этого можем применить оба типа анализа по категориям.
Для каждой есть свои параметры и настройки: ориентируемся на общую выручку, количество продаж или валовую прибыль.
Выбрав кнопку сформировать получим отчет с позициями и категоризацией его спроса.
Так, на нашем примере вентилятор Тайв попал в A класс по выручке от продаж, но в Z категорию стабильности спроса.
Отчеты по XYZ/ABC-анализу позволяют быстро определить наиболее эффективные товары и выявить слабые места в продажах. Метод анализа xyz и abc позволяет оптимизировать товарную матрицу и улучшить эффективность продаж, что в свою очередь приводит к увеличению прибыли предприятия.
Специалисты компании “Денвик” помогут настроить отчеты по abc и xyz-анализу продаж в вашей конфигурации 1С. Сориентируют по правильным настройкам и возможностям отчетов.
Оставить заявку- Комментарии